Свадебные традиции мира

Описание традиционной белорусской свадьбы

 
Описание традиционной белорусской свадьбы
Уже исторически белорусская свадьба отличается наиболее строгими правилами, в вопросах выбора даты и времени проведения всей церемонии. Например, свадьбы было не принято играть во время церковных постов. Самым наилучшим временем для праздника бракосочетания являлся период сбора урожая, период от Крещения до Масленицы. Стоит отметить, что большое влияние на белорусскую свадьбу, особенно, моменты ее подготовки, оказывали существующие многочисленные приметы и суеверия, раньше поводом переноса церемонии могла даже послужить чёрная кошка, которая перебежала дорогу, или конь, который бьет копытом во дворе.

Музыкой, песнями с танцами белорусы просто могли похвастаться, ведь их хватало даже перед самым главным торжеством молодоженов. Запоины – это этап, который следует после сватовства подготовительного этапа настоящей традиционной свадьбы, в момент которого, уже посватанная девушка с родителями в узком кругу родственников официально объявляли о своем согласии на брак. На белорусские запоины, или запивки, со стороны жениха отец, сам же молодожен мог и не присутствовать, также может ехать его дядя или тетя и крестные родители. Сразу придя в дом, сват заявлял: “Я сват присланный, чтоб был стол усланный”. Дальше уже основная подготовка к свадьбе проходила следующим образом, если посватанная девушка ни изменила своего слова, которое она дала во время сватовства, то мать невесты красиво застилала стол новой скатертью и на него ставила стопку. Сват, в свою очередь, клал на стол хлеб и также ставил бутылку водки, которая была заткнута соломой. Закуску всегда подавала мать, основными и обязательными блюдами являлись яичница и сыр. Яичницу готовили сразу же, предварительно разложив небольшой костерок на припечке.

Как готовилась невеста.

В момент запоин со стороны невесты приглашались ее подруги с самыми ближайшими родственниками. Все гости садились за стол и начинали “запивать невесту”. После того как прошло застолье “запитая” девушка одаряла всех сватов рушниками, платками и обрезками полотна, которое было выткано специально для этого дня. После отъезда сватов мать забирала привезенный ими хлеб, который не съедали за запоинным столом, а взамен давала им свой. В привезенную бутылку свата мать насыпала зерно, после обвязывала ее рушником и поясом, такой знак символизировал о согласии на брак. Но в случае, если после запоин свадьба по каким-то причинам не состоялась, тогда невеста должна была заплатить жениху за выпитую водку, а жених – вернуть, полученные ранее от девушки подарки, зерно и хлеб. В те времена, существовало поверье: если парень же не отдал девушке хлеб или зерно, которое насыпали на запоинах в бутылку, тогда ее будущая семейная жизнь никогда не сложится счастливо. Также, прежде чем уехать, сваты точно договаривались, на какой день назначать обручение, как правило, это событие надолго не откладывалось, около недели или двух.

Подготовка к процессу обручения.

Обручение, также имело множество разных локальных названий: “ змовины”, “вяликая гарэлка”, “рукабицце”, “лад” и прочее. Основной целью обряда обручения являлось окончательное закрепление согласия на брак, и назначение дня свадьбы. На день обручения приглашали уже большинство родственников с двух сторон. Перед, непосредственным, угощением родители обрученных изначально “женили” водку, сливая с двух бутылок, от жениха и невесты, в одну большую миску. После эту водку выпивали поочередно все приглашенные. Молодежь танцевала, а родители и родственники молодоженов активно обсуждали детали будущей свадьбы. После решения всех необходимых вопросов, оба отца били друг друга по рукам и целовались. Затем сводили молодоженов. Например, на Витебщине это делалось так: отцы обрученных подавали руки друг другу, жених с невестой клали свои руки поверх накрест, мать невесты обхватывала их руки своими. Уже после этого молодожены обмениваются кольцами, после все начинали молиться Богу.Или, например, традиционная свадьба в Борисовском уезде. Здесь обряд сведения молодоженов происходил так: жених брал невесту за руку и выводил на середину комнаты, после к ним подходят родители со всеми присутствующими. Отец невесты соединял руки молодоженов, произнося: “Дай, Боже, в доброе время, на веселую жизнь, на хорошее здоровье, на протяжении долгих лет, на детское счастье”. Все ему отвечали: “Дай, Боже”. После молодожены садились за стол уже рядышком.

В самом конце обряда невеста всегда одаряла жениха и сватов. Подарками были рушники, платки, полотно, каждый, получивший подарок, клал на тарелку деньги. После процесса обручения невозможно было отказаться от свадьбы. И это не только потому, что это было позорно, но еще и потому, что тот, кто отказывался, обязан был возвратить все расходы намного большие, нежели на запоинах. На обручении уже начинали звучать первые свадебные - обручальные – песни, которые рассказывали о том, как невеста готовила подарки, как одаряла ими родню жениха. Вся музыка, песни, танцы во время обручения продолжались почти до утра. Но, прежде, чем разойтись по домам, все подруги невесты договаривались через неделю-другую всем собраться у невесты на девичий вечер, который считается самым красивым и поэтическим, но и самым печальным для обрученной предсвадебный вечер, момент прощения с девичеством.

Сходство традиций культур соседних народов заметны сразу: ведь процесс белорусской свадьбы начинается с поездки жениха с его близкими к дому невесты. В старину повозка будущего супруга украшалась яркими лентами, веточками хвойных деревьев и звенящими колокольчиками. Перед отъездом молодого человека сопровождало благословение родителей, совершаемым небольшим ритуальным «прощанием»: отец повязывал полотенце на руки сына, трижды обходил с ним вокруг стола и провожал до порога. Сопровождали жениха, как правило, крёстная мать, брат, лучший друг, сват, друзья и музыканты, которые ехали в отдельных повозках.

В это время в доме невесты велись активные приготовления: всегда белорусская свадьба отличалась щедрыми угощениями. Невесту наряжали подруги, но, чаще не в отчем доме, а в жилище другой более богатой, многодетной и счастливой семьи. В создании традиционного облика девушки участвовали плетенные косы, фата и венок.Выкуп невесты в белорусской свадьбе отличался наиболее продолжительными торгами: ведь каждая из сторон стремилась заключить наиболее выгодную сделку, в завершении выкупа жених, держал невесту за руку, переступал порог её дома. Зайдя, в храм молодые становились на специально расстеленное полотенце, под которые клались две медные монеты. В конце церемонии эти атрибуты следует забрать и хранить до конца жизни.

Празднование белорусской свадьбы не заканчивается одной только церемонией в храме: после этого молодые часто навещают могилы своих предков, после отправляются на застолье. Жених всегда вносит невесту в дом на руках на специально расстеленное покрывало. Торжество длится три дня, заканчивается все мероприятие делением каравая.
 
Расскажи друзьям:     
blog comments powered by Disqus
 

Другие статьи по этой теме:


 

 
 
 
Вход
Логин
Пароль
Если вы забыли пароль, вы можете его восстановить
Если вы зарегистрированы здесь, то можете войти на портал без регистрации
Регистрация
На свадьбе Вы
Логин
E-mail
Пароль
Пароль повторно
Дата свадьбы
Название компании
Сколько будет десять плюс 7?
 
Если Вы уже зарегистрированы в социальных сетях или онлайн сервисах,
то Вы можете войти без регистрации кликнув ниже на кпопку "Войти"