Свадебные традиции мира

Рушник и каравай

 
Рушник и каравай
Рушни́к — это расшитое красивое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет всей богатой народной культуры и народного творчества всех восточных славян. Издревна на Руси у рушника было не только эстетическое предназначение, но и целое ритуально-обрядовое. Узоры, которые вышиты на рушнике, служат не только как украшение повседневного быта, но и являют собой символические напоминания о невидимых связях, которые соединяют совершенно каждого человека с его давним родом, предками. Рушник, как правило, изготавливают из льняного или конопляного полотна в ширину 30-40 см, и от 3 и более метров в длину. Для украшения рушника употребляется довольно часто вышивка, кружево, бранное ткачество, разные ленты. В вышивке часто на рушниках использовали различную символику. Раньше вышивали орнаменты зооморфные — в виде символических петухов, кур, лебедей, уток, орлов, оленей, львов, коней. Также распространенны растительные — в виде дуба, хмеля, калины, мака, лилий, розы, винограда. Востребованы геометрические — различные ромбы, круги, свастики, зигзагообразные кривые линии и прочие узоры; конечно, бытовые, антропоморфные и культовые с разными сочетаниями.

До XVIII—XIX веков абсолютно каждый вышитый узор имел свой особый сакральный смысл, значимое ритуальное предназначение. Но, уже после петровских реформ вышивку на рушниках стали использовать как бытовые мотивы, вовсе не несущие какой - либо обрядовой смысловой нагрузки, даже уже к концу XIX века красивая вышивка практически полностью утратила и потеряла своё особое ритуальное значение. Основными цветами, которые широко применялись при красочном оформлении рушников являются красный, всех разных оттенков: «алый», «рудый», «кирпичный», «малиновый», «огневой», «чермный», «червленый», «маковый», «багряный», «вишнёвый». А также белый цвет, они имели изначально своё особое значение в языческой народной культуре Руси. В настоящий период времени многие древние славянские традиции практически навсегда забыты, но до сих пор некоторые рушниками украшают жилище, используя их в разнообразных обрядах, некоторых регионов современной России, Украины и Белоруссии. Рушниками принято убирать красный угол хаты или избы, все божницы, дверные и оконные проёмы, а также стены.

Особая роль отведена рушнику в красивом свадебном обряде. Вышивка на рушниках по древним поверьям оберегает счастливых молодожёнов от порчи, сглаза. Рушниками украшался свадебный поезд – из лошадей, упряжь, некоторую одежду гостей. На рушник становятся жених и невеста в момент венчания. Вот также в некоторых регионах Украины сватовство называлось взятием рушников или отдачей обратно тех же рушников. Другие регионы называли рушниками не сватовство, а обручение. Многие, расхожие региональные отличия, которые касались рушников, бережно сохранялись при переселении в другие разные местности. Также, рушник являл собой значимый элемент родильных, крестильных и погребальных обрядов. Его повязывали раньше на шею умершего человека, покрывали гроб, и на длинных рушниках спускали в могилу. На протяжении сорока дней рушник считался надежным вместилищем души умершего, был своеобразным окном между миром живых и миром мёртвых. Рушниками также украшали и украшают намогильные кресты, деревья, церкви. По сей день сохранен обычай встречать любых почётных гостей "хлебом-солью", которые подносят на рушнике.

Свадебный рушник уже с давних времен служил наиболее незаменимой принадлежностью большинства традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль отводилась красивому свадебному рушнику, раньше, не менее сорока рушников, нужно было припасать к свадьбе. Рушниками одаривала невеста всю женихову родню, ими же украшался свадебный поезд, его даже привязывали вместо вожжей, обвивали торжественно дуги, укладывали вдоль спин лошадей. И все участники свадебной поездки, также были ими "намечены": жених с невестой держали полотенце в руках, дружка торжественно повязывал крест-накрест на своей груди. Вот так и пошел обычай наряжать в ленты свидетелей. Непосредственно, перед венчанием родители благословляли своих молодых иконами, которые также были украшены "благословенными" рушниками. Вышивались они всегда только красными нитями, весьма богато украшались, являлись обязательной принадлежностью в приданом. На процессе венчания молодые становятся сейчас у аналоя на "венчальный" белый рушник, словно как на облаке, поставляются жених с невестой. В момент венчания священник перевязывает руки обоих венчающихся "союзным" рушником, такая традиция несет собой символ духовных уз, главный знак союза взаимной любви и привязанности двух супругов, наиболее тесного духовного единения. На рушнике всегда вышит растительный орнамент, обозначающий совет да любовь.

По одной из старинных русских традиций после венчания родители встречают своих молодоженов караваем, но на свадебном "хлебосольном" рушнике. На этом рушнике изображены пары птичек, жаворонки, голуби, символизирующие жениха и невесту, такой рисунок полностью олицетворяет собой семейное счастье, верность в любви. Цветочные красочные орнаменты, вышиваются в пожелание молодым огромного "процветания", здоровья, богатства, рождения детей. В годовщину или свадебный юбилей также можно украшать интерьер дома рушниками, которые дополнительно смогут скрасить ваш особый праздник. Хочется отметить, что обращение к традиционным русским свадебным ритуалам помогает провести привычное нерядовое торжество более интересно. И такая свадьба запоминается всем, ведь резко выделится из ряда шаблонных семейных застолий.

Каравай. «Каравайный» обряд также зародился у наших далеких древних предков, славян-язычников. Издавна он считается, как неотъемлемая часть свадьбы. Некоторые русские земли словом каравай называли, непосредственно, саму свадьбу. Процессом приготовления каравая занимались специальные каравайницы. Старшей каравайнице, обязательно, женщине, живущей с мужем в большой любви и согласии, со здоровыми, хорошими и трудолюбивыми детьми, часто помогали другие каравайницы, но всегда только замужние, от 3, 5 или 7женщин. Считалось, что наиболее счастливая семейная жизнь передается от них будущим жениху и невесте. Каравайницей не могла быть вдова, просто разведенная или вообще бездетная женщина.

Выпекался каравай накануне венчания и в доме жениха, его изготовлению уделялось большое значение: воду обязательно брали из семи колодцев, муку только из семи мешков, пели свадебные добрые песни-приговоры, читали многие молитвы. Тесто укладывалось в специально отведенную большую чашу с крестом, дотрагиваться до которых вовсе разрешалось только одной каравайнице.

Приготовление каравая символизировало собой процесс зачатия и рождения ребёнка. Русская печь отождествляла раньше женское лоно, вот хлебная лопата – сильное мужское начало, а каравай – ребёнок. Ставил уже каравай в печь только обязательно мужчина, он сначала 3 раза то выдвигал, то задвигал его в печь. Дрова приносились парнями. Каравай всегда старались сделать самым вкусным и большим, иногда размеров в свадебный стол. Круглая его форма четко символизирует Солнце. Бог Солнца должен тогда был смиловаться, взять молодых под своё доброе благословение и покровительство. Украшали каравай пшеницей - символом благосостояния, калиной - символом крепкой, страстной и горячей любви.

Молодых встречали караваем две матери: жениха и невесты, или же только одна мать жениха. Чаще молодые вкушали каравай со средины, в знак зарождения новой жизни. В некоторых волостях молодые должны были лишь трижды поцеловать каравай, после чего относили его на свадебный стол.

Традиции на всей большой Руси сильно различаются. Так, бывало, что каравай пекся как в доме жениха, так и в доме невесты. Далее следовал традиционный обмен караваями, которые разламывали над головой жениха и невесты, и уже после отцы молодых обменивались половинами своих караваев, но позже каждый свою половину скармливал скоту для того, чтобы скот лучше прибывал, а хозяева жили в полном достатке. Другие, половины связывались обязательно красной лентой и ставились на свадебный стол.

Уже после того, как Свадебным караваем благословили молодых, ему отводилась еще одна важная роль в церемонии одаривания. Обычай одарения молодых всеми подарками назывался «на каравай покласть» или дарили «на сыр». В некоторых деревнях даже полагалось караваю вместе переночевать в одной комнате с женихом и невестой, и только на другой день его ломали.

Каравай часто был многослойный, верхний ярус всегда символизирует самих молодых, им он и доставался. Середину всю делили и отдавали гостям, а уже нижнюю часть - музыкантам. Украшения с каравая раздавали всем присутствующим на свадьбе, особенно незамужним девушкам, в знак пожелания им удачного счастливого замужества.

Резали каравай только крёстные родители, а уже разносили гостям – дети. В старину верили, что съеденный вместе хлеб способствует хорошему объединению людей. Нельзя было уходить со свадьбы без куска каравая. Дома, в своих семьях, его делили между всеми. Считалось, что тому, кто отведал вкусный свадебный каравай, будет во всем сопутствовать удача.

В настоящее время караваем, это хлебом-солью, родители также встречают молодых, как всех дорогих гостей. Иногда жених с невестой также делят родительский каравай с гостями, но все же чаще - оставляют себе. С гостями молодые делят свой несравненно вкусный и красивый свадебный торт, уже на 2-ой день или в конце первого дня свадьбы.
 
Расскажи друзьям:     
blog comments powered by Disqus
 

Другие статьи по этой теме:


 

 
 
 
Вход
Логин
Пароль
Если вы забыли пароль, вы можете его восстановить
Если вы зарегистрированы здесь, то можете войти на портал без регистрации
Регистрация
На свадьбе Вы
Логин
E-mail
Пароль
Пароль повторно
Дата свадьбы
Название компании
Сколько будет десять плюс 7?
 
Если Вы уже зарегистрированы в социальных сетях или онлайн сервисах,
то Вы можете войти без регистрации кликнув ниже на кпопку "Войти"