Свадебные традиции мира

Славянская традиционная форма брака

 
Славянская традиционная форма брака
В народных традициях широко известно всего несколько способов заключения брака. Один — умыкание невесты, который упоминается, в частности, «Повесть временных лет», начало 12 в.. Намного шире оно известно, как мнимое похищение, но уже по взаимной договоренности парня и девушки, или совсем самовольный уход девушки к жениху.

Следы выкупа невесты сохраняются, непосредственно, в самом обряде выкупа невесты, точнее у ее брата, с символической продажей ее косы, после приговора свата «У вас товар, у нас купец» и так далее. Наиболее часто встречается брак путем договора двух сторон, что и находит выражение во всех церемониях всего предсвадебного сговора, прочного скрепления брачного договора, древнее рукобитье при свидетелях, дача определенного залога, громкое оглашение помолвки, письменная роспись приданого. Публичное засвидетельствование брака с весьма широким кругом участников свадьбы и односельчан, через выставление молодых пар на всеобщее обозрение во время масленицы.

Существуют также различные и формы брака. Некоторые Средневековые источники сообщают о огромном многоженстве, издревле известному славянам, реже даже о многомужестве. Некоторые места практиковали своего рода пробный брак, когда невеста переселялась к жениху, но свадьба откладывалась до самого рождения ребенка; когда супружество оказывалось вовсе неудачным, тогда свадьбу вообще не устраивали, и невеста возвращалась обратно к родителям, получая при этом вознаграждение. Молодые люди, которые не вступали в брак, подвергались осмеянию, что, вовсе не распространялось на тех, кто давал себе обет безбрачия намеренно.



Существуют и определенные ограничения и запреты для вступлению в брак, касающиеся возраста, родства, вероисповедания. Многие возрастные ограничения больше выражались в строгом соблюдении очередности вступления в брак детей согласно старшинству. Кроме стандартного обычного брака с переходом жены к мужу, встречался брак, в котором зятя забирали в дом жены. Данного рода жениха невеста порой сама шла сватать, он активно участвовал в девичнике, готовил особое приданое, гордо назывался «примаком», «подживотником», «привальнем», в шуточную даже «молодухой». Тогда все говорили, что он «выходит замуж», а невеста «женится» на нем. Повторный же брак чаще всего заключали между собой вдовы и вдовцы, ведь считалось, что рано овдовевшие соединятся после на «том свете» со своими первыми супругами. В первый же брак с ними вступали все неохотно из-за опасения остаться на «том свете» без своей пары.

Любая супружеская неверность всегда осуждалась и сильно наказывалась. Пару, которая была уличена во внебрачной связи, сразу переодевали — мужчину в женскую одежду, наоборот — и с большим позором водили по всем улицам. Во время развода оба супруга или свидетели разрывали над проточной водой, на перекрестке дорог полотенце, пояс или что-либо из одежды.

Наиболее обобщенным символом брака — круг. Такое заключение брака путем обхода молодых вокруг дерева, озера, дома, церкви, аналоя, стола, дежи, оборачивания кругом, но только на одном месте; из предметных символов является кольцо, венок, круглый каравай и кольцеобразный калач.
Существуют также многие свадебные термины: «окручаться», выходить замуж или жениться, «крученка», любовная связь, «крутить», «повивать», менять невесте прическу и девичий головной убор на женский, «окрута», «повойник», «завивало», головной убор только замужней женщины, «верч», вид свадебного хлеба. Символом заключения брака является перемена невестой прически, а именно расплетение — заплетение косы, и головного убора, после которой девушка уже сразу считалась женой, а также порывание и раскрывание головы невесты в процессе свадьбы.

Определенная символика брака как переход из одного состояния в другое часто выражается через различные действия, которые связанные с преодолением препятствия, границы, водное пространство: перепрыгивание девушки на Пасху через сани, чтобы быстрее выйти замуж; перескакивание во сне через стену, словно предвестье замужества; переезд обоих молодых через огонь по пути к церкви. Брак еще явно символизируют самые различные способы сведения жениха с невестой, сажание их рядышком на «посад», опоясывание, соединение двух голов, волос, связывание рук, рукобитье, связывание кочерги с помелом для более удачного сватовства, эапрягание молодых, подкладывание им под брачную постель хомут и вожжи. Идея любого брачного соединения и скрепления передается через свадебные песни, в которых просят прочно сковать венец, свадьбу; через выражения «свадьбу ковать», точнее играть свадьбу, в поговорке: «Не куй меня, мати, к каменной палате, прикуй меня. мати, к девичьей кровати!»



Также брак символизируют и некоторые действия, которые связанны с добыванием и поимкой: мотивы охоты, ловля рыбы, осады города, полона свадебном фольклоре, охотничьи и рыболовные орудия свадебного обряда. Существуют еще действия разрушения и разделения, которые заключают в себе идею полного расторжения связи с прежним состоянием: в свадебных песнях прослеживаются мотивы топтания травы, ломания калины, в процессе самого обряда идет битье горшка, ломание ложек после угощений, дележ каравая, преломление хлеба над обоими новобрачными, разрывание ими печеной курицы. Символику брака можно раскрыть в противопоставлении чета и нечета, гадание парного числа кольев частокола, поленьев в охапке точно сулит брак, а нечетное — безбрачие. Цветовыми символами брака являются белый и красный: белое или красное покрывало, фата невесты, красно - белое свадебное знамя, красные ленты косы невесты, красный кушак свата.

Символический брак — основной мотив самых различных фольклорных текстов, обрядов и представлений. Широко известны некоторые фольклорные сюжеты про свадьбу солнца с девушкой, сказки о браке сестер с солнцем, месяцем и даже вороном, с ветром, градом и громом. Болгаре в Иванов день красиво наряжаются в свадебную одежду девочку — символическую невесту Еню, Ивану.

Главный мотив брака явно отражается в представлениях, которые связаны со смертью: через похороны умерших до брака, оформляемых как свадьба, через сказки и былички о женихе - мертвеце, во многих приметах, услышать ночью свадебную музыку точно предвещает смерть, свадьба снится к смерти и наоборот. В огромной демонологии вихрь представляется как свадьба чертей; существуют даже некоторые поверья о браке чертей с ведьмами, черта с утопленницей, брак, любой нечистой силы, водяных, змей, упыря с людьми. В сказках с мотивами чудесного супруга круг персонажей, которые вступают в брак с людьми, еще шире: это самые различные животные, птицы, рыбы, цветок, стихии и светила. Мотивы «свадьбы предметов» — ступа с пестом, печная труба с хатой, мотовила с набилками — представляют обрядовые действия, предания, шуточные стихи и песни, в бытовых действиях и фразеологии, например, «женить горелку» — сливать водку в общую чашку на свадьбе, «женить квас, пиво» — это разбавлять их водой, «женить серп» значит обвязывать его колосьями. Любовно – все брачные и свадебные мотивы пронизывают большую календарную обрядность — рождественскую, весеннюю, жатвенную.
 
Расскажи друзьям:     
blog comments powered by Disqus
 

Другие статьи по этой теме:


 

 
 
 
Вход
Логин
Пароль
Если вы забыли пароль, вы можете его восстановить
Если вы зарегистрированы здесь, то можете войти на портал без регистрации
Регистрация
На свадьбе Вы
Логин
E-mail
Пароль
Пароль повторно
Дата свадьбы
Название компании
Сколько будет десять плюс 7?
 
Если Вы уже зарегистрированы в социальных сетях или онлайн сервисах,
то Вы можете войти без регистрации кликнув ниже на кпопку "Войти"